Заикание у детей симптомы причины и лечение

Заикание у детей, его причины и тактика лечения

В период формирования детской речи могут возникать различные нарушения. Одним из таких нарушений речи является заикание (логоневроз). Чаще патология развивается в возрасте от 2 до 5 лет.

Реже обнаруживается у детей младшего школьного возраста (от 7 до 11 лет). Обычно наблюдается у мальчиков.

Заикание излечимо, главное своевременно обратиться за консультацией и лечением к неврологу, логопеду, психологу.

Обратите внимание

В статье рассмотрим, что может стать причиной логоневроза, его признаки, диагностика и какие способы лечения существуют.

Прежде чем бороться с заиканием, нужно понять, откуда оно взялось. Рассмотрим причины, которые могут вызвать логоневроз у ребенка:

Физиологические причины

  • поражение нервной системы новорожденного во время родов;
  • курение, алкоголь при беременности;
  • наследственность;
  • травма головного мозга;
  • болезни органов речи — носа, гортани, глотки;
  • заболевания (рахит);
  • переучивание левши на правшу.

Психологические причины

  • стрессы, депрессии;
  • смерть близкого родственника;
  • детские страхи (боязнь наказания, героев сказок, темноты);
  • обиды, ревность;
  • желание привлечь внимание родителей;
  • сильный испуг грозы, собаки.

Социальные причины логоневроза:

  • чрезмерная строгость родителей;
  • повторение ребенком речи заикающегося члена семьи;
  • раннее изучение иностранных языков;
  • недостаточное внимание родителей в период формирования речи малыша;
  • смена детского сада, школы, места жительства.

Другие факторы, провоцирующие заикание у детей:

  • частые скандалы в семье;
  • неудачи в школе;
  • чрезмерное употребление белковых продуктов питания (мясо, рыба, морепродукты, икра, яйца, молоко, кефир, йогурт, соя, бобовые, мучные изделия, орехи, семечки тыквы, морская капуста.);
  • прорезывание зубов у ребенка;
  • нарушения эндокринной системы (увеличение щитовидной железы, раннее начало менструального цикла, ожирение, сахарный диабет, нарушение физического развития);
  • инфекционные заболевания.

Виды патологии

Различают заикание у детей по форме судорог, клиническим проявлениям и течению.

По форме судорог выделяют:

  • Клоническое — характеризуются несколькими кратковременными судорогами, следующие друг за другом и ведущие к непроизвольному повторению звуков, слогов.
  • Тоническое — характерно длительное, сильное сокращение мышц. В результате этого и наступает задержка речи.
  • Смешанная форма — сочетание двух вышеописанных видов.

По течению заикание классифицируется на постоянное, волнообразное, возвратное. В последнем случае, нарушение речи может исчезнуть, но затем появиться вновь.

По клиническим формам логоневроз делится на:

  • Невротическая форма развивается неожиданно в возрасте 2-5 лет. Эта форма заикания лучше поддается лечению, поскольку при ней не нарушаются мозговые структуры.
  • Неврозоподобная форма возникает в 3-4 года. Начинается постепенно и без видимых причин. Причины кроются в органическом поражении мозга, поэтому данный вид сложнее поддается лечению.

Врачи считают, что повторение какого-либо звука более двух раз является начальным признаком заикания. К примеру, ребенок может повторять не слова: «Дай, дай, дай мне воды», а произносить лишь звуки: «Д-д-дай мне воды».

Проявления патологии могут быть самыми разными — от весьма характерных до неявных. Так, ребенок может повторять просто звуки, а может целые слова. Кроме того, возникает внезапная остановка речи, нередко в речи малыша начинают встречаться звуки-паразиты: «Э-э-э…», «М-м-м…». Таким способом он пытается внутри себя справиться с заиканием.

Некоторые дети начинают заикаться в стрессовых ситуациях, в периоды волнения, во время диалога с незнакомым человеком. В остальных случаях они разговаривают обычно.

Диагностика заикания

Если есть подозрения, что ребенок заикается, то необходимо обратиться к педиатру, неврологу, логопеду, психологу.

При диагностике заболевания большую роль играет анамнез ребенка, информация о том, как проходило и проходит его развитие, а также сведения о том, при каких обстоятельствах он начинает заикаться.

Для выявления стадии болезни потребуется провести диагностику речи, в которую входят оценки темпа речи, голоса и дыхания. В ходе исследования врач выявит речевые и моторные расстройства, если они есть, и определит, каким видом логоневроза страдает маленький пациент.

Для обнаружения патологий центральной нервной системы может понадобиться провести:

  • реоэнцефалография (исследование сосудов головного мозга);
  • Электроэнцефалография головного мозга (ЭЭГ);
  • Магнитно-резонансная томография (МРТ).

Лечение логоневроза у детей

Благодаря прогрессу медицины логоневроз полностью поддается излечению. В первую очередь, нужно обратиться за помощью к врачам для установления причины данного нарушения речи и составления наилучшей программы лечения.

Занятия с логопедом

Логопедическое лечение заикания направлено на то, чтобы:

  • освободить речь заикающегося ребенка от напряжения;
  • устранить неправильность произношения;
  • воспитать четкую артикуляцию, а также ритмичную и выразительную речь.

На начальной стадии лечения ребенок выполняет задания вместе с логопедом, затем — самостоятельно практикуется в устной речи. Закреплять полученные навыки нужно в ежедневных разговорах с окружающими.

Дыхательные упражнения

Источник: https://moykarapuz.com/zdorove-rebenka/zaikanie-u-detey.html

Заикание у детей

Заикание у детей – непреднамеренные остановки, запинки в устной речи, возникающие вследствие судорожного состояния речевой мускулатуры. По научным данным, заиканием страдают около 2% детей и 1,5% взрослых. У мальчиков заикание встречается в 3-4 раза чаще, чем у девочек.

Кроме речевых судорог, заикание у детей сопровождается нарушением высшей нервной деятельности, которое в одних случаях может быть связано с невротической реакцией, в других – с органическим поражением ЦНС.

Поэтому было бы неправильно рассматривать заикание у ребенка как чисто речевую проблему; изучение и коррекция заикания у детей невозможны без интеграции знаний из области логопедии, неврологии, психологии.

Классификация заикания у детей

В зависимости от патогенетических механизмов, лежащих в основе судорожных запинок, выделяют 2 формы заикания у детей: невротическую (логоневроз) и неврозоподобную. Невротическое заикание у детей является функциональным расстройством; неврозоподобное связано с органическим поражением нервной системы.

По выраженности речевых судорог различают легкую, среднюю и тяжелую степень заикания у детей. Легкая степень заикания у детей характеризуется судорожными запинками только в спонтанной речи; симптомы едва заметны и не препятствуют речевому общению. При средней степени тяжести запинки возникают в монологической и диалогической речи.

При тяжелом заикании у детей речевые судороги часты и длительные; запинки случаются во всех видах речи, включая сопряженную и отраженную; появляются сопутствующие движения и эмболофразия. В самых крайних случаях из-за заикания речь и коммуникация становятся практически невозможными.

Степень тяжести заикания может быть непостоянной у одного и того же ребенка в различных ситуациях.

В зависимости от характера течения выделяют следующие варианты заикания у детей:

  • волнообразный (заикание усиливается и ослабевает в различных ситуациях, но не исчезает);
  • постоянный (заикание имеет относительно стабильное течение)
  • рецидивирующий (заикание возникает вновь после периода речевого благополучия).

Все факторы, способствующие возникновению заикания у детей, традиционно делятся на предрасполагающие и производящие. К предрасполагающим (фоновым) причинам следует отнести наследственную предрасположенность, невропатическую конституцию заикающегося ребенка, внутриутробное поражение ЦНС.

Наследственная предрасположенность к заиканию у детей чаще всего определяется врожденной слабостью речевого аппарата. У детей, страдающих заиканием, часто выявляется энурез, ночные страхи, повышенная тревожность и ранимость.

Перинатальные повреждения головного мозга у детей могут быть связаны с токсикозами беременности, гемолитической болезнью плода, внутриутробной гипоксией и асфиксией в родах, родовыми травмами и т. д.

Развитию заикания более подвержены дети физически ослабленные, с недостаточно развитым чувством ритма, общими моторными навыками, мимикой и артикуляцией.

Увеличение частоты случаев заикания, наблюдаемое в последние годы, напрямую связывается с бурным внедрением в повседневную жизнь видеоигр, различных компьютерных технологий, обрушивающих огромный поток аудиовизуальной информации на неокрепшую нервную систему детей.

Следует помнить, что процессы созревания коры больших полушарий, оформление функциональной асимметрии деятельности головного мозга в основном завершаются к 5 годам жизни, поэтому воздействие любого чрезмерного по силе или длительности раздражителя может привести к нервному срыву и заиканию у детей.

Такими чрезвычайными раздражителями (или производящими причинами) заикания у детей могут выступать тяжелые инфекции (менингит, энцефалит, корь, коклюш, тиф и др.), ЧМТ, гипотрофия, рахит, интоксикации и пр.

Важно

К непосредственным причинам заикания у детей также относят одномоментные психические потрясения или длительную травматизацию психики. В первом случае это может быть кратковременный страх, испуг, чрезмерная радость; во втором – затяжные конфликты, авторитарный стиль воспитания и т. п.

К возникновению заикания у детей может привести подражание заикающимся, раннее обучение иностранным языкам, перегрузка сложным речевым материалом, переучивание леворукости.

В литературе указывается на связь заикания у детей с левшеством, другими речевыми нарушениями (дислалией, тахилалией, дизартрией, ринолалией). Вторичное заикание у детей может возникать на фоне моторной алалии или афазии.

Сравнительная характеристика невротического и неврозоподобного заикания у детей

В основе невротического заикания у детей лежат сильные психотравмирующие переживания, поэтому нарушение речи возникает остро, практически одномоментно. В этом случае родители, как правило, точно указывают время появления заикания у ребенка и его причину. Невротическое заикание обычно возникает в 2-6 лет, т. е. на момент развития нарушения у детей присутствует развернутая фразовая речь.

Источник: https://www.krasotaimedicina.ru/diseases/speech-disorder/children-stuttering

Причины и способы лечения заикания у детей 3-4 лет в домашних условиях: дыхательная гимнастика и народные средства

Заикание — дефект речи, связанный с психоэмоциональным состоянием ребенка 3-5 лет.

Именно в этом возрасте начинается формирование речи, ребенок пытается повторять за окружающими отдельные звуки, слова и предложения, поэтому особенно важно помочь ему в этот сложный для него период.

Логоневроз — это судорожное сокращение артикуляционных органов, проявляется он у 2% детей (чаще у мальчиков) сбитым ритмом, прерываниями, остановками и повторами в речи. Почему ребенок неожиданно становится заложником такого заболевания?

Причины заикания

Специалисты рекомендуют составить психологический портрет. Наиболее предрасположены к заиканию дети со слабовыраженными волевыми качествами, робкие и испытывающие стеснение при большом скоплении людей, чрезмерно впечатлительные, любящие фантазировать. Логопед, невролог и психолог, в первую очередь, определяют причины возникновения логоневроза и только потом приступают к лечению.

Поход к доктору поможет составить психологический портрет ребенка, который в ряде случаев приведет к выявлению причин заикания и поможет справиться с недугом

Заикание может быть заложено на генетическом уровне.

Если в семье есть заикающийся родственник, то необходимо контролировать развитие речи ребенка уже на первых этапах, т.е примерно в 2-3 года.

Слабость артикуляционного аппарата сопровождается чрезмерной впечатлительностью, тревогой, стеснением или страхами.

  • Тяжелая беременность матери

Сложные роды или даже неправильный, неосторожный образ жизни матери во время беременности также может повлиять на речь малыша. Обычно заикание может быть связано с повреждением головного мозга вследствие родовых травм, асфиксии во время родов, внутриутробных инфекций, гипоксии плода или гемолитической болезни новорожденного.

Рахит — нарушение костной и нервной систем, сопровождающееся дефицитом минерализации и размягчением трубных костей. Ребенок становится беспокойным, раздражительным, пугливым и капризным. Костные деформации вызывают не только физический, но и психологический дискомфорт. В результате стресс может повлечь за собой нарушение речи.

Сотрясение и различные травмы головы могут спровоцировать заикание не только у маленьких, но и взрослых детей.

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: основные признаки сотрясения мозга у ребенка 2 лет

Хронические расстройство питания и дистрофия — одна из самых страшных причин логоневроза.

Гипотрофия способна вызвать не только заикание, но и нарушение дыхания, сердечной деятельности.

Ребенок — это большая ответственность, поэтому молодые родители обязаны организовать правильный уход и максимально комфортные условия для развития и воспитания.

Читайте также:  Грязь мертвого моря свойства применение противопоказания

Существуют и другие речевые нарушения, которые могут спровоцировать заикание у детей: тахилалия (слишком быстрый темп речи), ринолалия и дислалия (рекомендуем прочитать: методы устранения дислалии у детей — неправильное звукопроизношение), дизартрия (малоподвижность органов речи, нарушение иннервации речевого аппарата). Самым опасным считается последнее заболевание.

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: дизартрия у детей

Внешнее психическое воздействие, например, неожиданный испуг, стресс, запугивание со стороны родителей или незнакомых людей, конфликты со сверстниками также могут повлечь за собой логоневроз (рекомендуем прочитать: признаки испуга у ребенка как его лечить?). Потрясения могут быть не только негативными, но и чересчур позитивными/радостными.

Стресс у ребенка может негативно повлиять на речевые функции, даже если до этого развитие шло абсолютно нормально (рекомендуем прочитать: как лечится задержка речевого развития у детей 3-х лет?).

Совет

Следствием чрезмерных эмоциональных реакций нередко становится заикание

Также дошкольники-левши, которых пытаются отучить писать левой рукой, могут начать заикаться, однако это явление встречается довольно редко.

Главное — не давить на ребенка, так как чрезмерная настойчивость, нервозность и крики только усугубят положение.

Симптомы и виды заикания

Причины заикания выяснены. Теперь врач проводит обследование и ставит диагноз на основе этимологии заболевания:

  1. Невротический логоневроз — форма функционального расстройства, при котором ребенок начинает заикаться только в нервной обстановке: волнение, стеснение, сильное переживание, стресс, тревога, страх. В таких психотравмирующих ситуациях болезнь наступает волнами: судорожные запинки на некоторое время сменяются ровным разговором, после чего снова усиливаются.
  2. Органическое (или неврозоподобное) заикание — следствие поражений центральной нервной системы. Ребенок не хочет спать, постоянно возбужден, неловко двигается из-за плохой координации и нарушения моторики, поздно начинает говорить, но монотонно и с запинками. Дефект носит постоянный характер и усиливается при усталости и перенапряжении после активных физических и умственных занятий.

Кроме того, принято различать формы заикания у детей по судорогам и характеру течения. Так, легкая степень заикания сопровождается судорожными запинками — например, при ответе на неожиданный или неприятный вопрос ребенок нервничает.

При средней степени малыш заикается во время диалога постоянно, а вот при тяжелой форме судорожные запинки мешают любому общению, даже монологу. По характеру течения заикание делится на три типа: волнообразный, постоянный и рецидивирующий.

Выявления типа заикания и его степени находится в компетенции врача.

Диагностика

При первых же симптомах необходимо обратиться к специалисту, который не только поставит диагноз, проведет диагностику речи (оценка темпа, дыхания, моторики, артикуляционных судорог, голоса), но и подберет правильный метод лечения. Доктор Комаровский рекомендует проводить комплексное обследование в любом случае, чтобы предотвратить возможные рецидивы в будущем.

Если судорожные запинки в речи связаны с поражением центральной нервной системы, то может понадобиться диагностика посредством магнитно-резонансной томографии или электроэнцефалографии.

Методы лечения

В основе лечения лежит нормализация функций речевого круга — в частности, торможение центра Брока. Как вылечить заикание у ребенка? Можно выделить несколько эффективных методов:

  • медикаментозное лечение;
  • дыхательная гимнастика;
  • лечение гипнозом;
  • логоритмические упражнения;
  • также не стоит забывать о профилактике народными успокаивающими средствами.

Медикаментозное лечение

Для 3-летних детей в дополнение к общей терапии могут прописать витамины, транквилизаторы, успокоительные таблетки, противосудорожные, ноотропные или гомеопатические препараты. Особой популярностью пользуются экстракт валерианы, пустырник, детский Тенотен, Актовегин (см. также: чем отличается обычный «Тенотен» и «Тенотен» детский?). Врач подберет лекарство в индивидуальном порядке.

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: витамины для ребенка 3 летСамостоятельно «прописывать» ребенку медикаментозные препараты для лечения заикания не допускается — заниматься этим должен исключительно врач

Гипноз

Далеко не все родители решаются на лечение гипнозом, однако именно этот метод признан самым эффективным. Уже после 4-10 сеансов с опытным и профессиональным специалистом-гипнологом речь может полностью восстановиться, так как исследуются душевные переживания ребенка и глубинные признаки заболевания. К маленьким детям гипноз не применяют.

Дыхательная гимнастика

Четырехлетние дети уже способны повторять движения за родителями и выполнять специальные упражнения, помогающие укрепить диафрагму, улучшить мозговое кровообращение, выработать правильное носовое и ротовое дыхание.

Гимнастика учит заикающихся детей контролировать вдохи и выдохи, помогает спокойно и без запинок произносить трудные звуки и слова. В комплексе с дыхательными упражнениями хорошо помогают расслабляющие ванны и массаж.

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: навязчивые движения у детей: лечение неврозаДыхательная гимнастика помогает ребенку убрать сбивчивость речи, учит его контролировать свое дыхание и более четко произносить словаЧИТАЕМ ПОДРОБНО: полный комплекс дыхательной гимнастики для детей

Логоритмика

Логоритмические упражнения — это новая методика для дошкольников и школьников, позволяющая сочетать слова и фразы с движениями и музыкой: например, пение детских песен, прослушивание классической музыки, игра на музыкальных инструментах, чтение стишков. Логопедические занятия помогают ребенку раскрыться, поверить в себя и довериться своему руководителю.

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: как проводятся логопедические занятия с детьми 3-4 лет?

Народные средства

Травы и настои лучше любых таблеток помогают успокоиться и расслабиться. Наиболее эффективными и безобидными для детей считаются ромашка, зверобой, мелисса, крапива.

В такой сложный период жизни ребенок-заика должен чувствовать себя нужным и любимым. Семья должна позаботиться о комфортной домашней атмосфере и стараться почаще контактировать со своим чадом, помогать ему. Разговоры должны быть спокойными и разборчивыми, ни в коем случае нельзя перебивать малыша, иначе он замкнется и вовсе откажется «открывать рот».

Надо постараться увлечь заику чтением книг вслух, это поможет поработать над правильным произношением. Главное — не принуждать и не перегружать, занятия должны быть интересными и позитивными.

Отчужденность родителей в сложный для ребенка период может усугубить ситуацию с речевыми проблемами. Нужно обязательно выделять время для общения с малышом, хвалить его и много разговаривать с ним

Профилактика заикания

Очень важно не упустить момент формирования речи, ведь откорректировать и вылечить речевые дефекты на поздних стадиях очень сложно. Нужно мотивировать ребенка, объяснять ему, что можно, а что нельзя, увлекать, заинтересовывать и учить. Несколько советов молодым родителям:

  1. Соблюдайте режим дня и сна. Самый капризный возраст — от 3 до 7 лет. Малыш должен спать 10-11 часов ночью и 2 часа днем. Для детей постарше можно сократить ночной сон до 8-9 часов по ночам и до 1-1,5 часов в дневное время. Постарайтесь избавиться от привычки смотреть телевизор по вечерам перед сном.
  2. Воспитывайте в меру требовательно и не забывайте хвалить за успехи (даже какие-нибудь незначительные). Ребенок должен стремиться к познанию чего-то нового, быть уверенным в себе и целеустремленным.
  3. Разговаривайте с детьми, читайте вместе, танцуйте, пойте, занимайтесь спортом. Дружественная атмосфера в семье поможет уберечь чадо от психологических травм. Дошкольников лучше ограничить от общения с заикающимися людьми, чтобы не брали с них пример.
  4. Занимайтесь с логопедом. Врач подскажет правильные игры, книги, упражнения, научит ребенка использовать голос, плавно и ритмично разговаривать.
  5. Не запугивайте. Некоторые родители допускают ошибку, пугая детей «бабайками», рассказывая страшные сказки или запирая в качестве наказания одних в комнате, особенно в плохо освещенной. Логоневроз, вызванный подобными психологическими травмами, лечить потом сложнее.
  6. Следите за питанием. Не перекармливайте сладкой, жареной и острой пищей, лучше добавить в рацион растительно-молочную.

Профилактика заикания, как и коррекция, — очень сложный процесс для родителей.

Дети дошкольного возраста особенно капризны и восприимчивы, поэтому стоит набраться терпения и помочь маленькому заике победить недуг.

Кстати, дыхательная гимнастика полезна и для взрослых, определенные упражнения помогают расслабиться и снабдить организм кислородом, который так необходим при активных физических и эмоциональных нагрузках.

Источник: https://VseProRebenka.ru/razvitie/narusheniya/zaikanie-u-detej-prichiny-i-lechenie.html

Заикание у детей

Заикание у детей — это дефект речи, проявляющийся в многократных повторах или пролонгациях звуков, слогов или целых слов, в постоянных запинках или нерешительности в речи, что становится причиной разрывания ее ритмического течения.

Содержание статьи:

Причиной возникновения этой патологии являются мышечные судороги речевого аппарата. Обычно заикание начинает проявляться у детей в 2-5-летнем возрасте в момент, когда происходит активное развитие и становление речевых навыков. Иногда данное состояние возникает внезапно и усугубляется в дальнейшем.

Часто маленькие дети нормально выговаривают слова, но повторяют их по несколько раз, например: «Дай, дай, дай мне конфету». Но иногда ребенок повторяет не целые слова, а только звуки, например: «Д-д-д-ай мне конфету». В медицине считается, что воспроизведение одного звука 2 раза и больше свидетельствует о первых признаках заикания.

По статистике заикание наблюдается у 2-3% детей по всему миру. Причем у мальчиков патология встречается в 4 раза чаще. Специалисты объясняют это тем, что психика девочек устойчивей.

Заикание обычно усиливается во время обучения в школе и в пубертатный период. Оно негативно сказывается на адаптации ребенка в обществе, снижает его самооценку.

Заикание проявляется по-разному. Так, у одних детей оно проявляется в частом повторе слогов или звуков, а у других — во внезапной остановке речи. У таких детей в разговорах часто встречаются звуки или слова-паразиты, например, «Э-э-э», «М-м-м». С их помощью ребенок пытается скрыть заикание.

Некоторые дети начинают заикаться только в моменты сильного волнения или во время стресса. В этом случае в благоприятной обстановке они как бы забывают о своей проблеме. В то время как при выступлениях на публике или в разговоре с незнакомыми людьми они могут постоянно заикаться.

Виды заикания у детей

В детстве могут проявляться 2 разновидности патологии:

  • невротическое заикание (логоневроз);
  • неврозоподобное заикание у детей.

Причины и лечение, диагностика и профилактика — всем этим в обоих случаях занимается врач-логопед. При первом варианте заикание часто возникает в результате легких остаточных явлений поражения головного мозга.

Оно может появиться после психической травмы, которая произошла неожиданно (испуг, внезапная перемена места жительства, отлучение от родителей) или которая была длительное время (нарушения правил воспитания ребенка, постоянные ссоры в семье). Логоневроз часто сочетается с насильственными движениями. Он проявляется непостоянно.

Обычно ему сопутствуют и другие невротические нарушения (фобии, энурез, расстройства сна, раздражительность). Для развития неврозоподобного заикания требуется некоторое время. Обычно оно является следствием органического поражения ЦНС и никак не связано с психическими травмами.

Обратите внимание

Такое нарушение характеризуется судорожностью речи, часто сопровождается с тикообразными насильственными сокращениями различных частей тела. При неврозоподобном заикании нарушение речи проявляется всегда. Такие дети во время выступлений или общения, как правило, не испытывают страха.

По характеру течения расстройство делится на 3 вида:

  1. волнообразное — заикание, которое в разные периоды жизни может усиливаться или ослабляться, но никогда полностью не исчезает;
  2. рецидивирующее — заикание, которое чередуется с речевым благополучием;
  3. постоянное — заикание со сравнительно постоянным характером течения.

Факторы, провоцирующие заикания у детей

Заикание у детей провоцируют 2 фактора.

  1. Генетическая предрасположенность к различным заболеваниям мозга. Она имеется у детей, чьи родственники страдают заболеваниями ЦНС, в том числе, если родители малыша заикались в детском возрасте, при этом патология не исчезла со временем. Заикание достаточно часто встречается среди детей, у которых были нарушения развития мозга в эмбриональный период. Предрасполагающими факторами к развитию заболевания являются инфицирование плода и травмы, полученные в процессе родов или вынашивания малыша, недоношенность, постоянное кислородное голодание плода. На склонность к заиканию оказывает влияние темперамент ребенка, а также его возможность адаптироваться к условиям окружающей среды. Дети, которые быстро приспосабливаются к различным изменениям, менее подвержены заболеванию. К заиканию более предрасположены холерики, особенно в моменты, когда они ссорятся или спорят.
  2. Внешнее воздействие. К таким относятся:
    • поражение ЦНС различными инфекциями (воспаление мозга или его оболочки);
    • черепно-мозговые травмы;
    • поражения мозга, вызванные трофическими болезнями (нарушение толерантности к глюкозе);
    • незрелость мозга. Оба полушария мозга наиболее активно формируются в 5 лет. До этого времени речь должна развиваться постепенно, без рывков. У мальчиков формирование ЦНС начинается позже, чем у девочек. По этой причине у них чаще имеются дефекты речи. До 5 лет у ребенка может наблюдаться итерация, для которой характерно повторение слов и слогов. Такое состояние является вариантом нормы и исчезает самостоятельно без лечения;
    • наличие очагов инфекции в дыхательной системе и слуховом проходе;
    • болезни, которые негативно сказываются на защитных свойствах организма (частые простуды, наличие паразитов в кишечнике, нарушения метаболизма);
    • сопутствующие состояния (недержание мочи, нарушения сна, быстрая утомляемость, фобии);
    • психологические травмы (испуг, длительные стрессы);
    • нарушения правил воспитания ребенка (избалованность, выполнение всех прихотей ребенка);
    • неправильное развитие речи (слишком быстрая и неразборчивая речь).
Читайте также:  Индийский морской рис полезные свойства как вырастить и пить противопоказания

В некоторых случаях заикание — это не болезнь, а попытка стать похожим на взрослого. Если один родитель заикается, то ребенок может копировать его.

В этом случае патология может сформироваться 2 путями: ребенок или непроизвольно заикается во время общения с родителями (с остальными людьми он разговаривает нормально) или в подражательной форме (при этой форме он заикается, разговаривая с любым человеком).

Сравнение невротической и неврозоподобной формы заикания у детей

Невротическое заикание у детей бывает в результате психической травмы, поэтому заболевание возникает практически внезапно. При таком заикании родители могут с точностью сказать, когда и почему у ребенка развилась патология. Такое заикание обычно появляется в 2-6 лет, когда уже имеется развернутая фразовая речь.

Источник: https://www.mosmedportal.ru/illness/zaikanie-u-detey/

Причины возникновения, симптомы и методы лечение заикания

Заикание является очень сложным нарушением речи, связанное с психофизиологией, при котором нарушается целостность и плавность речи человека. Это проявляется в виде повторения или удлинения звуков, слогов, или слов. Может проявляться в виде частых остановок или нерешительностью речи, в результате нарушается ее ритмичное течение.

Заикание препятствует одной из самой важной части человеческой жизни – общению.

Причины

  • повышенный тонус и периодически возникающая судорожная готовность двигательных окончаний речевых центров головного мозга;
  • последствия острого и хронического стресса в детском возрасте;
  • генетическая предрасположенность (некоторые виды заикания передаются по наследству);
  • последствия перинатального поражения ЦНС;
  • последствия контузии у взрослых;
  • склонность к судорожному реагированию;
  • различные повреждения головного мозга;
  • нарушение нормального развития речи у детей (раннее речевое развитие и задержка психомоторного развития);
  • дети могут передразнивать заикающегося человека, но через некоторое время у них сформируется устойчивый дефект;
  • дефицит ласки, любви, понимания у ребенка;
  • при попытке переучить левшу в детском возрасте;
  • травмы, последствия инфекционных и эндокринных заболеваний;

Типы и формы нарушения речи

В МКБ-10 существует несколько классификаций заикания.

По формам различают:

ФормаХарактеристика
Тоническая форма У человека в процессе разговора может возникнуть незначительная пауза в речи, или растяжение какого-нибудь звука («п…..палас»)
Клоническастя форма. Происходит навязчивое повторение слогов, звуков либо же слов («та-та-та-та-можня»)
Смешанная форма. Является чем-то средним между первыми двумя типами. («п…ппо-бе-да»).

Классификация на основе этиологических факторов возникновения нарушения речи:

ФормаХарактеристика
Неврозоподобная форма. У человека происходит нарушение моторики и артикуляции речи, присутствует коморбитность с дизартрией. В процессе разговора у таких людей проявляются различные невротические реакции. У детей с этой формой заикания диагностируется задержка психомоторного развития, они поздно начинают говорить;
Невротическая форма (логоневроз). Дети с этой формой заикания имеют ранее или нормальное речевое и психомоторное развитие соответствующее возрасту. Этиологическим фактором развития логоневроза является проявление психосоматики — испуг или хронический стресс.

Некоторые пациенты не заикаются, у них не нарушена артикуляция речи в привычной домашней обстановке.

Но в состоянии психоэмоционального напряжения (незнакомые люди, публичное выступление) им трудно вымолвить слово, причиной являются речевые судороги.

У таких пациентов наблюдается логофобия и характерное избегающее поведение. С точки зрения неврологии состояние пациентов расценивается как невроз.

Симптомы

Симптоматика нарушений речи очень разнообразна и зависит от этиологии заболевания, локализации судорожной готовности.

  • Нарушение плавности течения, темпа и мелодики речи. При клонической форме у человека речь как бы прерывается, он может несколько раз подряд повторять отдельные звуки, слоги или целые фразы, иногда происходит неестественное растягивание некоторых звуков.
  • Речевые уловки. Пациент использует в своей речи вспомогательные звуки, их сочетание или слова;
  • Фобии. У людей с заиканием возникают различные фобии, как правило, наиболее распространенной среди них является социофобия и страх перед началом речи;
  • Тики и гримасы. Пациент при волнении производит различные виды насильственных движений. Заикание у людей одновременно сопровождается внутренним напряжением, возникает чувство тревоги и неконтролируемого страха перед собственной речью. В процессе разговора у человека непроизвольно возникают различные гримасы, неестественные движения, возможно возникновение тиков лица, таким образом, он пытается преодолеть заикание;
  • Нарушение физиологии речи. Человек неправильно произносит звуки, неправильно употребляет некоторые слова. Он неправильно строит фразы и не владеет речевыми оборотами.6 Нарушение устной и письменной речи. В процессе письма у больного много повторений одинаковых букв и слогов, разрыва слова. Пациент не владеет навыками правильного построения предложения.

Проявления у детей

Заикание манифестирует в любом возрастном периоде, но наиболее часто у детей от 2 до 5 лет.

Большую роль в развитии заикания играет наследственная предрасположенность . Нарушение речи у маленьких девочек диагностируется в три раза реже, чем у мальчиков.

В дошкольном возрасте формируются навыки правильной устной речи. В трехлетнем возрасте у маленьких детей происходит развитие коордиционной системы речевых движений и вербального мышления.

Речь в таком возрасте является самой уязвимой и ранимой областью.

Нарушение речевого развития обусловлено тем фактом, что маленькие дети очень легко перевозбуждаются, некоторые из них склонность к судорожности.

Особенностью нейрофизиологии этого возраста является тот факт, что прочные тормозные реакции у них отсутствуют. Риск развития заикания у возбудимого ребенка гораздо выше, чем у флегматика.

Заикание у детей может возникнуть в результате строгого воспитания, повышенных требований к ребенку.

Некоторые родители хотят вырастить из своих чад гениев, заставляют своих детей заучивать большие стихотворения, произносить и запоминать трудные слова и слоги, что в свою очередь может вызвать у ребенка нарушение развития речи.

Важно

Заикание у детей может усиливаться или уменьшаться. Провоцирующими факторами для усиления заикания могут служить переутомление, простуда, нарушение режима дня, наказание.

Если у маленького ребенка появились первые симптомы нарушения речи, необходимо сразу же обратиться к специалисту, самостоятельно это не пройдет. Вылечить заикание у детей надо еще до школы.

Для того, чтобы понять как избавится от заикания, родители с детьми в возрасте 2-5 лет обращаются к логопеду.

Нарушения речи наблюдающиеся в пубертатном периоде, является одним из проявлений невроза. Нарушения речи могут проходить по мере взросления человека. По статистическим данным заиканием страдает только один процент взрослого населения.

Особенности психологии заикающихся людей

В присутствии посторонних людей они испытывают робость и смущение, поэтому стремятся к уединению. Часто испытывают чувство угнетенности и постоянные переживания за свою речь. Такие люди очень впечатлительны, обладают бурной фантазией, которая в свою очередь усиливает заикание.Так же зачастую заики имеют слабую волю.

Интересным является, то, что заикающиеся люди владеют различными психологическими приемами и уловками для устранения заикания. Очень часто в присутствии определенных людей или общества у них возникает страх говорить, а иногда наоборот, заикающиеся показывают свою расторможенность, показная разболтанность, резкость.

Методы коррекции

Наука, которая занимается проблемами заикания, называется логопедией.

Прежде чем искать способ, как избавиться от заикания, необходимо выяснить причины, которые привели к нарушению речи. Ребенок должен пройти комплексное обследование, в анамнезе нужно выявить наследственность, психотравмирующие ситуации. После получения результатов обследования логопед составляет индивидуальную программу занятия с ребенком.

Коррекция нарушений речи у подростков должна начинаться также с обследования, выявления причин и признаков невроза, психосоматики.

Хотя заикание (по определенной расположенности) и возникает сравнительно легко, оно не всегда также легко поддается лечению. А лечить его нужно обязательно. Ибо вопреки распространенному мнению, дефект этот вполне поддается коррекции, а не редко его удается полностью устранить.

Родители с заикающимися детьми должны обращаться только к специалистам, самостоятельно с такой проблемой не справиться.

Лечение заикания у детей необходимо начать на раннем этапе развития и обязано должно включать в себя устранение психотравмирующей ситуации, которая явилась причиной нарушения речи.

Лечение заикающегося должно включать в себя медикаментозные средства и методы, психотерапию, работу с педагогами и логопедами, а также затрагивать вопросы реабилитации больного. Насколько успешным будет лечение, зависит от индивидуальных особенностей больного, а также от его способности принять той или иной метод.

Основной задачей логопеда является привить заикающемуся ребенку навыки правильной речи.

Медикаментозная терапия

Помимо разнообразных психотерапевтических методов в лечении используется четырехэтапная медикаментозная терапия.

На начальном этапе коррекционной работы производится изменение патологического речевого стереотипа и коррекция психологического состояния больного. У человека в процессе лечения происходит постепенное угасание рефлекса заикания. Для этого назначается длительный медикаментозный сон (в течение нескольких дней), после этого наступает период молчания пациента.

На втором этапе проводится лечение сопутствующих хронических заболеваний, санация очагов инфекции в сочетании общеукрепляющей терапии.

Совет

На следующем этапе коррекции происходит проговаривание пациентом сложных форм речи в различных ситуациях, в том числе и в психотравмирующих. Врачами могут быть использованы таблетки для снятия тревожности и психоэмоционального напряжения больного.

На завершающем этапе у больного закрепляются все выработанные навыки плавной речи, продлеваются общеоздоровительные процедуры, в этот период лекарства употреблять нельзя.

Физиотерапия и ЛФК

Физиотерапевтическое лечение заикания назначается в зависимости от клинических проявлений заболевания и от локализации судорог в речевом аппарате человека.

При патологии центральной нервной системы (гидроцефальный синдром, парезы) показано назначение процедур с йодистым калием. При артикуляционных судорогах больному назначается электрофорез со спазмолитиками.

Некоторым пациентам назначаются психостимулирующие препараты.

Расслабить и успокоить больного помогут: электросон, хвойные, кислородные и углекислые ванны.

Для лечения заикания у взрослых широко применяется ЛФК и дыхательная гимнастика, массаж. Больной выполняет ряд общеукрепляющих упражнений и направленных на правильное речевое дыхание.

Музыкальные занятия с пациентами проводятся 1-2 раза в неделю. Музыкальный работник должен научить их постановке правильного речевого дыхания. Под музыку пациенты делают различные ритмичные движения, произносят звуки и слоги.

Можно ли справиться самостоятельно?

Некоторые родители, выискивая способ как избавиться от заикания, прибегают к помощи различных народных методов и «бабок-шепталок», которые лечат испуг у детей. Но это может быть еще одной психотравмирующей ситуацией для маленького ребенка, и затягивает традиционное лечение в дальнейшем.

Коррекция некоторых видов заикания у детей может проводиться в домашних условиях. Родители могут помочь своему ребенку делать речевые упражнения, чаще вместе с ним повторять скороговорки. У взрослых заикание хорошо лечится гипнозом. Ни одна из вышеперечисленных методик не гарантирует вылечить заикание.

Разработаны и запатентованы несколько авторских методик коррекции речи: «Как избавиться от заикания?», « Как убрать дефекты речи?».

Обратите внимание

Например, методика Арутюнян основана на коррекции дефектов речи с помощью синхронного произношения звуков и движением пальцев рук.

В интернете и в книжных магазинах каждый больной заиканием человек  может приобрести аудиокниги, которые в домашних условиях помогут ему, как избавится от заикания.

Тактика родителей

Самое главное в лечении заикания у детей — это профилактика.

Родители должны правильно воспитывать своих детей, уделяя внимание не только физическому и умственному развитию, но и правильному формированию речи.

Читайте также:  Масло авокадо полезные свойства и применение

Речь ребенка не должна быть торопливой, он не должен «захлебываться», все дефекты речи должны быть исправлены на ранних этапах их формирования.

Дети, которые страдают заиканием, нуждаются в особом теплом и внимательном отношении со стороны родителей и учителей.

Учитывая, что дефекты речи отрицательно сказываются на психике ребенка, он становится очень скромным, нерешительным, замкнутым, но иногда бывают периоды, когда он повышенно возбудим Комплекс неполноценности формируется, как правило, в школьные годы, подростки бывают очень жестоки, обзывают и передразнивают детей с заиканием. При первых признаках нарушения речи у детей необходимо обратиться к логопеду. Желательно не заниматься самолечением и не искать самостоятельно способы как избавиться от заикания.

Источник: https://ODepressii.ru/narusheniya/zaikanie.html

Причины и лечение заикания у детей

Заикание или логоневроз – нарушение речевой функции, которое характеризуется нарушением ритмичности речи, выражающейся в частых повторениях или протяжности звуков/слогов/целых слов, а также в частых прерываниях или нерешительном формировании речи.

Фактически, детское заикание болезнью назвать нельзя, так как основная причина появления такого нарушения речи – судорожное напряжение мышечных волокон речевого аппарата. Встречается у детей разных возрастов: с 2 лет до 8 лет.

Также встречается у взрослых, но по причине отсутствия лечения заикания в детском возрасте. В чем заключаются причины и лечение заикания у детей?

Прежде всего, отметим мнение доктора Комаровского по данному вопросу.

Важно

Комаровский Евгений Олегович четко дает понять, что при появлении первых признаков заикания у детишек родителям следует посетить квалифицированного специалиста, который непременно установит причину появления проблемы и назначит необходимые процедуры.

Не стоит бросаться к компьютеру, лезть в интернет в поисках «волшебных методик» от не менее «волшебных дядечек и тетечек», предлагающих такие методы за небольшое вознаграждение.

Следует отметить, что заикание может стать серьезной проблемой для малыша в процессе социализации и адаптации в детском коллективе.

Как известно, детишки жестоко относятся к другим детям, отличающимся от них.

Это может проявляться в передразнивании малыша, насмешках, что непосредственно влияет на его восприятие внешнего мира и поведение в целом, снижая его самооценку и вырабатывая комплекс неполноценности.

По статистическим данным, у девочек данный дефект регистрируется реже, нежели у мальчиков. Специалисты связывают это с более высокой психологической устойчивостью девочек. Ко всему прочему, заикание может проявляться в случаях эмоционального напряжения, испытываемого детьми при выступлении на публике, стрессе и т.д.

Причины появления заикания у детей

Причины появления логоневроза у ребенка в 2 года, в возрасте 3 лет или 7 лет можно разделить на физиологические и психологические. К физиологическим причинам относятся:

  • Генетическая наследственность. Нередко, при опросе родителей маленького «заики» выясняется, что один из них имел/имеет аналогичные проблемы с речью;
  • Травма, полученная дитем в ходе родового процесса. Речь идет о травме нервной системы, возникающей в результате защемления нервных структур, и о травме головного мозга. Отметим, что травма ГМ может возникнуть уже после родоразрешения. Например, ребенок может упасть, ударившись головой и при этом повредить участки головного мозга, отвечающие за речевую функцию;
  • Органические поражения нервной системы в результате внутриутробного инфекционного поражения (преимущественно вирусного характера);
  • Ребенок может заполучить логоневроз в результате нарушения физиологического развития еще в утробе мамы. Провоцирующим фактором в данном случае выступает употребление мамой в процессе вынашивания ребенка наркотических веществ, включая алкоголь и никотин. Заикание в этом случае является, пожалуй, наименьшим злом;
  • Внутриутробное кислородное голодание плода. Нарушение речевой функции в данном случае можно отнести к чрезвычайному везению. Также одной из причин развития заикания является гипоксия, возникающая в процессе родоразрешения;
  • Недоношенность;
  • Нарушения в работе желез внутренней секреции. Эндокринная система играет важную роль во многих процессах, протекающих в организме людей;

Психологические причины появления логонервоза наиболее значимы для детей в возрасте 6 лет и выше, так как в это время ребенок идет в школу.

Новый жизненный этап, насыщенный огромным количеством новой информации, новое окружение, изменение отношения родителей к ребенку – все это может стать почвой для развития заикания.

Однако к психологическим причинам также относятся ситуации, которые могут повлиять на детей 1 года или чуть старше. Наиболее часто выделяют следующим психологические причины:

  • Психологическое напряжение, получаемое ребенком в результате большой информационной нагрузки, особенно при изучении ребенком иностранных языков (одного или нескольких). В современном мире многие родители стремятся вырастить «вундеркиндов», нагружая малышей 3 или 4 лет изучением иностранных языков. Безусловно, усваивание языкового материала в этом возрасте проходит значительно лучше, но ребенок – это ребенок. Соответственно, важно видеть меру и не требовать от малыша чрезмерной отдачи;
  • Психо-эмоциональное потрясение, тяжелые стрессовые ситуации также могут стать причиной развития логоневроза. Например, потеря близкого человека;
  • Испуг. В данном случае речь идет о резко возникающей эмоциональной реакцией на ситуацию. Испугать ребенка могут кровавые сцены или монстры из «ужастиков», удар грома, вспышка молнии, лай или атака собаки, крик родителей и т.д.;
  • Перевод ребенка в другой детский коллектив (детский сад/школа), а также переезд в другой город;
  • «Монстры под кроватью», темнота, наказание и другие распространенные детские фобии могут сказаться на психике малыша и привести к появлению заикания;
  • Строгое отношение к ребенку со стороны родителей, чрезмерная требовательность, а также недостаток внимания со стороны родителей – все это может спровоцировать нарушение речи даже у ребенка 5 лет, не говоря уже о более маленьких;
  • Сцены семейных конфликтов. Особенно сильно такие сцены могут повлиять на детишек раннего возраста;

Ребенок, начиная школьную жизнь, может столкнуться с распространенной проблемой, возникающей в связи с леворукостью. Как известно, учителя и родители пытаются переучить малыша. Делать это, конечно, можно, но без лишней настойчивости и злоупотребления авторитетом, так как такое переучивание также может стать причиной появления заикания у детей.

Лечение заикания у детей

Важно понимать, что тем раньше признаки заикания будут выявлены у ребенка и родители обратятся за помощью к квалифицированному специалисту, тем больше шанс на устранение дефекта и последующего нормального развития и становления малыша в социальной среде.

Фактически, лечение можно разделить на 3 категории: медицинское, коррекционное и смешанное. Походом к «бабушке», который ни в коем случае не может расцениваться, как реальный вид помощи ребенку, лучше пренебречь.

Следует понимать, что лечение заикания – общее дело специалистов и родителей, причем родители играют не меньшую роль. Если причина заикания не связана с поражением ЦНС или головного мозга, то лечение проводится логопедом.

Совет

Логопед оценивает общую картину, определяет вид заикания, назначает необходимые процедуры и занимается вместе с ребенком.

Специалист проводит занятия с детьми, а также дает рекомендации по проведению упражнений в домашних условиях.

Одним из распространенных методов лечения заикания являются дыхательные упражнения, позволяющие создать необходимые условия для нормального дыхательного ритма, а также приводят в тонус органы речевого аппарата. В целом, такие упражнения благоприятно влияют на дыхательную систему и оказывают дополнительное релаксационное действие.

Полезно включить в жизненный ритм ребенка умеренные физические нагрузки (например, ходьба, езда на велосипеде, плавание, танцы и т.д.). Если один или оба родителя присоединятся к ребенку при этом, это даже будет лучше, так как ребенок будет получать удовольствие от времяпрепровождения с родителем/родителями.

Техники точечного массажа оказывают благотворное, стимулирующее влияние на ЦНС. Однако предварительно необходимо убедиться в квалификации специалиста. Помимо этого, на сегодняшний день используются различные компьютерные программы, позволяющие сформировать плавность речи за счет синхронизации речевого и слухового центров ГМ.

Лечение с помощью медикаментозных средств является, пожалуй, дополнительной мерой, назначаемой неврологом или психотерапевтом (психиатром, в зависимости от причины появления заикания).

Каких либо таблеток для лечения логоневроза у ребенка не существует в природе. Медикаменты оказывают стабилизационное влияние на нервные центры. Назначаются противосудорожные препараты, а также успокоительные.

В качестве успокоительных могут использоваться отвары и настои трав.

Не маловажным элементом успешного лечения является соблюдение оптимального ритма дня:

  • Рекомендуется создать условия для здорового и крепкого сна, продолжительностью не менее 9 часов. Для этого следует ограничить чадо от просмотров телепередач и компьютерных игр в вечернее время, принять теплый, расслабляющий душ или ванну;
  • Рацион питания малыша должен быть сбалансирован, богат витаминами и минералами. Следует включить в рацион свежие овощи, фрукты, молоко и молочную кухню в целом. Рекомендуется отказаться или свести к минимуму употребление сладостей, мясных продуктов, острых и жареных блюд;
  • Эмоциональный покой также имеет определенное значение, поэтому важно внимательно оценивать просматриваемые ребенком телепередачи и исключить те, которые могут вызывать у малыша сильные эмоции, даже положительные. Азартные игры, элемент соревновательности также следует исключить. Лучше привлечь внимание ребенка к интеллектуальным играм (особенно в вечернее время). Например, лепка из глины или пластилина, рисование, раскрашивание и т.д.;

Родители и ребенок

Как мы говорили выше, важным компонентом лечения от заикания является правильный подход к ребенку со стороны родителей. Прежде всего рекомендуется создать мягкую психологическую обстановку в кругу семьи.

Родителям не следует заострять внимание детей на проблеме. Это только усугубит дело, ребенок может замкнуться в себе. Тревожность и нервы родителей способствуют угнетению психо-эмоционального состояния малыша.

Также следует всевозможно оградить дитя от негативного отношения со стороны сверстников, а если это сделать невозможно по каким-либо причинам, то необходимо провести беседу и дать понять малышу, что на эти насмешки не следует обращать внимания.

Обратите внимание

Если же это не помогло, то необходимо в период терапии освободить ребенка от посещения дошкольного учреждения.

Родителям и остальным членам семьи (если таковые есть) следует придерживаться следующих рекомендаций:

  • Необходимо дать малышу высказаться. Пусть это займет много времени, это не важно. Важно дать понять, что вы его внимательно слушаете и понимаете. И ни в коем случае не следует заканчивать мысль за него;
  • Исключить скандалы и лишнюю суету в кругу семьи;
  • Разговоры между членами семьи, особенно с малышом, должны быть плавными и медленными, с проговариванием всех звуков. Лучше всего использовать в общении с маленьким «заикой» короткие, конкретные предложения и фразы;
  • Не следует слушать громкую музыку, а также постоянно держать включенным телевизор;
  • Рекомендуется учить с малышом стихи и детские песенки;
  • Не следует давать понять малышу, что он особенный. Особенно это касается поблажек в принятой в семье дисциплине;
  • Длинные, тяжелые для усваивания слова не следует разучивать с ребенком. А если решили учить, то не следует на него давить, когда у него не получится их выговорить;

Напоследок

Следует добавить, что некоторые случаи заикания могут пройти самостоятельно, без влияния психологов и неврологов. Такие случаи связывают с отсутствием у детей психологического барьера в общении со сверстниками и родителями, малыши не стремятся закрыться от общения. Но так бывает далеко не всегда и в ряде случаев лечение от заикания занимает достаточно длительное время.

Друзья! Если статья была для Вас полезной, поделитесь пожалуйста ей с друзьями или оставьте комментарий.

Источник: https://medportal.net/logopediya/prichiny-i-lechenie-zaikaniya-u-detej/

Ссылка на основную публикацию